Смертельная схватка: Ассемблер vs. Компилятор
"Сохраняй за собой право думать, даже неправильно - это лучше, чем не думать совсем".
приписывается Гиппатии
В статье приводится сравнительный анализ качества машинной кода и ручной ассемблерной оптимизации на примере широко распространенных компиляторов Microsoft Visual C++ 6.0, Borland C++ 5.5, WATCOM С++ 10.0
"Священные войны" вокруг компиляторов бушуют очень давно. Одни обожествляют машинную кодогенерацию, другие же стремятся все делать своими руками, порой реализуя программы на чистейшем ассемблере. Конечно, всякий имеет право на выбор, но этот выбор должен делаться осмысленно, а не вслепую. Между тем, каждая из сторон, распускает совершенно неправдоподобные слухи. Приверженцы компиляторов убеждают окружающих в том, что человек физически не способен учитывать все архитектурные особенности современных процессоров эта работа якобы по плечу одному лишь оптимизатору. Их противники в качестве контраргумента обычно приводят ассемблерную реализацию канонической программы "Hello, World!", – по объему раз в триста
меньшей "самого оптимального кода", сгенерированного компиляторами.
Вот и разберись: кому же верить, а кому нет? Такая неопределенность часто нервирует начинающих программистов, пытающихся разобраться: стоит ли изучать ассемблер или же это пустая трата времени?
Чтобы там ни говорили сторонники компиляторов, машинная оптимизация всегда будет проигрывать человеку, поскольку, действует по жесткому, заранее заложенному в нее шаблону, в то время как человек же способен на качественно новые решения. Касательно же невозможности учета архитектурных способностей современных процессоров, – тем, кто это утверждает, легко возразить: не стоит, право же, судить все человечество по себе. Оптимальное планирование потока команд вполне по силам программисту средней руки, конечно, при наличии соответствующей подготовки. К тому же, техника оптимизации процессоров последнего поколения стала значительно проще, чем была лет пять тому назад.
С другой стороны, ассемблер – это не волшебная лампа Паладина; он не способен творить чудеса. Во всяком случае, реализация полиномиального алгоритма на ассемблере еще никогда не превращала его в логарифмический. За исключением особо оговариваемых случаев речь может идти лишь о количественном, но отнюдь не качественном выигрыше (пример с "Hello, World!" – как раз и есть один из таких редких случаев, и ниже он будет рассмотрен во всех подробностях). К тому же, при неумелом обращении (или применении знаний, почерпнутых их книжек по оптимизации десятилетней давности) "ручная" оптимизация становится просто посмешищем компиляторов!
В общем, здесь есть, с чем разбираться…