ТЕХНИКА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОГРАММ

       

Программирование на ассемблере как особый род творчества


Компьютер уже давно перестал быть машиной для небольшой горстки Избранных и с каждым днем он все стремительнее и стремительнее превращается в… пылесос. Ну, или что-то очень на него похожее. Современные программисты, абстрагировавшись от "железа" и даже от самих вычислительных алгоритмов, видят перед собой лишь мышь да визуальную панель с компонентами. Написать программу стало так же легко, как сварить пакетный суп. Конечно, свои положительные моменты в этом есть, но… существует определенная категория людей, для которых жизнь – ни на секунду не прекращающийся поиск и преодоление сложностей (ни слова по гамак и ласты!). Если задуматься: какую практическую ценность несет в себе, ну скажем, покорение горных вершин? Ведь гораздо комфортнее и куда с меньшим риском к ним можно добраться и на вертолете…

Увы! Чем легче достается, – тем меньше удовлетворения оно приносит. Визуальное программирование слишком просто, чтобы быть по настоящему интересным. С другой стороны, чем выше уровень языка, тем больше приходится соблюдать предписаний, и тем меньше остается возможности для самовыражения. А Художники как раз и отличаются от окружающих тем, что в каждой работе передают свое видение мира, частицу своего "Я".

Интерес к ассемблеру, часто доходящий до фанатизма, как раз и объясняется тем, что ассемблер – лучшее средство "пощупать" железо компьютера; это превосходная арена для интеллектуальной борьбы, и, наконец, – великолепный способ с пользой и интересом скоротать свободное от работы время.

Существует огромное множество ассемблерных головоломок – от "написать программу на байт короче, чем у соседа", до "создать самообучающуюся шахматную игру, занимающую не более двух килобайт". На ассемблере пишутся многие "демки", на нем же создаются "крякмисы" (в дословном переводе "взломай меня")… Никто не спорит, что все, перечисленное выше, можно реализовать и на языках высокого уровня, причем за несравнимо более короткое время при не сильно худшей эффективности. Да! Можно! Но… неинтересно. Мы, комсомольцы, видите ли, без ласт и гамака любить не можем…

Поэтому (и это очень важно!), если вы встретите человека, беззаветно преданного ассемблеру и презирающего языки высокого уровня, не спешите ломать пальцы о клавиатуру, переубеждая его в обратном. Девять из десяти – ассемблер любит он не за достоинства, а, напротив, за отсутствие таковых (если понимать под "достоинствами" удобства цивилизации). Один из десяти – он просто выпендривается и программирует на ассемблере, чтобы продемонстрировать окружающим свою крутость. Тогда тем более не стоит его переубеждать – с возрастом само рассосется.



Содержание раздела